Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков документально подтверждать обоснованность расходов и вычетов (ст. 54, ст. 54.1, ст. 172, ст. 252 НК РФ). В большинстве случаев такие документы поступают от контрагентов. Поэтому при выборе бизнес-партнера надо оценить не только условия планируемой сделки и ее коммерческую привлекательность, но также деловую репутацию и платежеспособность потенциального контрагента, а равно риск неисполнения им обязательств как по договору, так и перед бюджетом.
В частности, нужно удостовериться, что сторона по договору является реально действующей организацией, с которой можно без проблем связаться; у нее есть необходимые для исполнения обязательств ресурсы (производственные мощности, оборудование, персонал) и соответствующий опыт.
Так, перед заключением разовой некрупной сделки достаточно убедиться в том, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ и с ним можно связаться по указанному в реестре адресу, а от его имени действует уполномоченное лицо.
Исключение составляют ситуации, когда условия планируемого договора значительно отклоняются от рыночного уровня, либо свои услуги предлагает компания или ИП, которые не имеют опыта исполнения аналогичных сделок. В этих случаях имеет смысл дополнительно выяснить наличие у потенциального контрагента нужных ресурсов, задолженности перед бюджетом и другими бизнес-партнерами, изучить его деловую репутацию и т.д. Такие же тщательные проверки нужно проводить при покупке недвижимости или иного дорогостоящего актива, либо перед заключением длительных контрактов.
А вы проверяете контрагентов на благонадежность?